«Яндекс» сливает корпоративные сервисы

«Яндекс» создал новую бизнес-группу, объединившую технологии и инструменты в сегменте b2b. Эксперты считают проект перспективным — с учетом запроса на импортозамещение и того, что в группу вошли уже приносящие доходы сервисы Фото: Михаил Метцель / ТАСС Фото: Михаил Метцель / ТАСС

О том, что ведущий российский IT-холдинг создал структуру Yandex b2b Tech, РБК рассказал его представитель. Это новая единая бизнес-группа, которая объединит технологии и инструменты в сегменте b2b, в том числе облачные продукты компании — Yandex Cloud и «Яндекс 360» (платформа, объединяющая сервисы «Почта», «Диск», «Телемост», «Документы», «Мессенджер», «Заметки», «Рассылки» и «Календарь»).

Новая структура будет предлагать заказчикам комплексные решения в различных областях, среди них:

  • платформа для создания и управления облачной инфраструктурой;
  • платформа полного цикла для обработки и хранения данных;
  • инструменты для коммуникаций и совместной работы;
  • решения для бизнеса на базе искусственного интеллекта;
  • инструменты для разработчиков;
  • сервисы для визуализации и анализа данных.

Корпоративные пользователи смогут получить доступ к сервисам Yandex b2b Tech либо в облаке, либо на собственных серверах, используя формат on-premise, когда хранение и обработка всех данных происходят на внутренней инфраструктуре заказчика. Как отметил представитель «Яндекса», формат on-premise — новый для компании, но она видит спрос на него со стороны клиентов. Первыми продуктами, которыми можно воспользоваться в этом формате, стали система управления базами данных (СУБД) YDB, технологии генеративной языковой модели, которая может создавать тексты YandexGPT, технология распознавания и синтеза речи SpeechKit, а также BI-инструмент DataLens (позволяет переводить данные в визуально удобную форму, пригодную для бизнес-анализа).

Технологии и медиа Сервис «Яндекса» облегчил регистрацию квартир для краткосрочной аренды

По прогнозу «Яндекса», объема рынка, на котором будет работать Yandex b2b Tech, вырастет с 240 млрд руб. в 2024 году до 510 млрд руб. в 2028-м.

На чем сейчас зарабатывает «Яндекс»

По итогам девяти месяцев 2024 года выручка «Яндекса» составила 754 млрд руб. Основными направлениями, которые внесли вклад в этот показатель, стали: поиск и портал (34%), электронная коммерция (23%), сервисы такси, каршеринга и аренды самокатов (18%), подписка «Плюс» и другие развлекательные сервисы (7%). Наиболее быстрорастущим (+65%) оказался бизнес-юнит «другие направления», который включает разработчика автономного транспорта Yandex SDG, облачные сервисы Yandex Cloud и «Яндекс 360», «Яндекс Практикум» и другие образовательные инициативы, финтех, продажу устройств, а также голосового помощника «Алису» и другие экспериментальные продукты.

Какие перспективы у Yandex b2b Tech

Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов напомнил, что после ухода глобальных игроков с российского рынка на нем появились новые ниши. «Многие решения стали недоступны, российский бизнес активно ищет им альтернативы. Решение объединить технологии для бизнеса под одним брендом видится логичным. Это поможет «Яндексу» продавать их в формате «единого окна», учитывая специфику и потребности каждого бизнеса. При этом для текущих клиентов «Яндекс» сможет допродать какие-то смежные решения», — рассуждает Суверов. Он считает «скромной» оценку потенциального рынка, которую привел «Яндекс», так как процесс перехода на российские решения только ускоряется и рынок еще не насыщен. Даже при его большем объеме «Яндекс» вполне может занять около 20–25% за следующие три года, прогнозирует Суверов.

Технологии и медиа «Яндекс» анонсировал технологию замедления самокатов при езде вдвоем

После начала специальной военной операции на Украине и ухода с российского рынка большинства зарубежных разработчиков программного обеспечения многие компании начали искать им отечественные альтернативы. У части продуктов российских аналогов не существовало, сейчас они создаются. Кроме того, в 2022 году был выпущен президентский указ, согласно которому все владельцы объектов критической информационной инфраструктуры (к ней относятся сети связи и информационные системы госорганов, энергетических, финансовых, транспортных, телекоммуникационных и ряда других компаний) к 2030 году должны полностью перейти на этих объектах на российское оборудование и софт.

Уход крупных западных игроков и необходимость в импортозамещении приводят к формированию дополнительного спроса на отечественные продукты, согласен аналитик «Велес Капитала» Артем Михайлин. «Объединение ряда бизнесов в единую структуру позволит упростить управление и сделать координацию между ними более быстрой. Практика вполне стандартная», — отметил Михайлин. Он напомнил, что некоторое время назад холдинг VK объединил свои b2b-проекты в рамках сегмента VK Tech и сейчас «является одним из самых быстрорастущих в портфеле группы».

VK Tech, который разрабатывает IT-решения для бизнеса, был создан в 2018 году (на тот момент назывался «Mail.ru Цифровые технологии», нынешнее название получил летом 2022 года). В первом полугодии 2024 года выручка направления составила 4,5 млрд руб., что на 49% больше, чем за тот же период предыдущего года.

Технологии и медиа «Яндекс Музыка» раскрыла число удаленного контента по требованию властей

По мнению Михайлина, среди продуктов, которые будет продвигать Yandex b2b Tech, «очень большой потенциал есть в облачных сервисах».

Партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева отметила, что Yandex b2b Tech нельзя назвать «новым» направлением — по сути, компания выделила в него «уже зрелые, генерирующие выручку технологические сервисы для b2b, которые до этого были в категории «прочие бизнес-юниты и инициативы», поясняет эксперт. «Такая организационная структура будет более прозрачной и понятной для инвесторов. Сами по себе технологические и IT-сервисы для b2b — это большой стабильно развивающийся рынок», — подытожила Толмачева.

Читайте РБК в Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *